За исполнением федерального закона «О рекламе» следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). При этом получатель сообщений может пожаловаться, как напрямую в ФАС, так и обратиться к своему оператору сотовой связи. В любом случае, официальная жалоба поступит к организации, которая отправляла сообщение данному получателю.
За что могут наказать?
Это мы можем найти в статье 18 ФЗ «О Рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ «1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.» Таким образом, наказание выносится за факт рассылки сообщения без предварительного согласия получателя.
Какой размер штрафа?
Раньше рассылка без согласия абонента попадала под часть первую статьи 14.3 КоАП РФ. Но 17 апреля 2024 года в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2024 года № 78-ФЗ в ст. 14.3 КоАП РФ введена новая часть 4.1. В ней обозначена ответственность за нарушение установленных законодательством требований к рекламе, которая распространяется по сетям электросвязи.
Теперь административный штраф за нарушения составляет:
для граждан — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей;
для должностных лиц — от 20 тыс. до 100 тыс. рублей;
для юридических лиц — от 300 тыс. до 1 млн рублей.
Что делать, чтобы рассылки соответствовали всем требованиям законодательства?
Прежде всего обратите внимание на свою базу клиентов (получателей ваших сообщений). Откуда она у вас? Как вы её пополняете?
Создавайте свою базу для СМС-рассылок самостоятельно. Согласимся, это трудоёмко, но безопасно.
Не пользуйтесь чужими базами. Это огромный риск.
Не рассылайте сообщения на номера клиентов, которые просто звонили вам или когда-то пользовались вашими услугами или приобретали ваш товар.
Собирайте и храните согласия на получение СМС-рассылок.
Собирайте письменные согласия на получения рассылок и храните оригиналы.
В качестве формы согласия может выступать форма записи или регистрации на вашем сайте с обязательным указанием согласия на получение сообщений рекламного характера.
В согласии четко должно быть указаны ФИО, номер телефона, дата согласия и подпись.
Позаботьтесь о способе отказа от рассылок.
Важно: если регистрация на сайте невозможна без отметки о согласии на рекламные рассылки, согласие нельзя признать добровольным, явным и недвусмысленным. Такова практика Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Относитесь внимательно к текстам сообщений и времени их отправки.
Тексты СМС-сообщений составляйте с учетом требования ФЗ «О рекламе», так как штраф выставляется в том числе и за ненадлежащую рекламу, а не только за спам.
Следите за временем рассылки. Оно должно быть удобным для получателя. Сообщения, полученные поздним вечером и ночью, вызывают раздражение у получателя.
По просьбе клиента исключайте его из рассылок.
Помните, что безопасный способ рассылки — это соблюдение всех требований со стороны законодательства. Создавая безопасность для себя, вы проявляете заботу и о своих клиентах.