Как создать бот для получения согласия на обработку персональных данных?

Согласно 152-ФЗ о персональных данных (далее ПД), каждый, кто собирает и хранит данные клиентов (ФИО, контакты, статистика с помощью cookies, отзывы и пр.) и использует их для рассылок, обязан получить согласие на обработку ПД клиента и информационно-сервисную рассылку. Кроме того, вы должны быть зарегистрированы в РКН, как оператор персональных данных — читайте об этом подробнее здесь.
В этой инструкции расскажем, как создать бот для сбора согласия на обработку персональных данных
Обратите внимание 🧐:
  • если вы работаете в медицинской сфере, то скорее всего подобное согласие подписывается пациентом одновременно с заключением договора;
  • для пользователей Yclients согласие на обработку ПД “зашито” в формы онлайн-записи и покупки онлайн абонементов/сертификатов. Пожалуйста, убедитесь что вы настроили отображение чек-боксов согласия в настройках вашего ЛК (инструкция Yclients);
  • для других сфер деятельности: возможно, если клиент подписывает договор на получение услуг/проживание и пр., он также дает согласие на обработку своих персональных данных (пожалуйста, проверьте и дополните при необходимости пакет документов для подписи). Также клиент может давать согласие (поставить галочку в чек-бокс) при заполнении формы обратной связи на вашем сайте.
В остальных случаях рекомендуем при первом обращении клиента запускать бот по сбору согласия на обработку ПД.
Назначение бота: клиент впервые пишет вам свой запрос в мессенджеры, бот уведомляет, что продолжая писать, клиент дает согласие на обработку ПД.
  1. В приложении нужно добавить новую переменную “Согласие” (По этой переменной можно будет фильтровать вашу клиентскую базу). Для этого переходим во вкладку “CRM” → “Подписчики”.
“Управление параметрами” → “Новый параметр” → имя параметра “Согласие”.
Имя параметра в шаблонах заполнится автоматически
Тип параметра — Строка
Сохранить.

2. Следующий шаг: в меню слева находим “Сценарии” → “Мои сценарии” и нажимаем “Создать сценарий”. Назовите его, например, “Персональные данные. Бот”. ⚠️ Галочку “Сценарий кампании” НЕ ставим.

Нажмите далее.

3. В новой вкладке откроется конструктор сценариев

Вам предстоит построить такую цепочку сообщений для этого сценария

3.1 Слева выбираем в меню “Действия бота” → “Сообщение”. В верхнем правом углу блока “Сообщение” нажмите на шестеренку, чтобы вставить в открывшееся справа текстовое поле текст вашего обращения:

Мы бережно относимся к вашим данным и используем их только для общения с вами и информирования о наших услугах. Продолжая переписку, вы подтверждаете согласие на их обработку. Полный текст Политики доступен по ссылке: [ССЫЛКА]
⚠️ Важно: прикрепите полный текст политики по обработке ПД к этому сообщению (с помощью инструмента “скрепка” под текстовым полем), либо разместите документ онлайн и тогда в тексте необходимо указать ссылку на него.

Если у вас нет такого документа, вы можете воспользоваться нашим шаблоном
Сохранить.
3.2. Слева в меню “Действия Бота” добавляем блок “Ответ”. После того, как появился данный блок в сценарии, протягиваем к нему стрелку от блока “Сообщение”.
3.2. Слева в меню “Действия Бота” добавляем блок “Ответ”. После того, как появился данный блок в сценарии, протягиваем к нему стрелку от блока “Сообщение”.
3.4. Слева в меню “Действия Бота” добавляем блок “Цифровой профиль” (блок, позволяющий изменять переменные, которые находятся в CRM). К появившемуся блоку протягиваем стрелку от блока “Переменные”.
Кликом по шестеренке вызываем меню настроек (справа): Действие → “Установить переменную”, Переменная → “Согласие”, “Значение переменной” пишем #Согласен#
Сохранить.
3.5. Слева в меню “Действия Бота” добавляем блок “Сообщение”. К появившемуся блоку протягиваем стрелку от блока “Цифровой профиль”. По шестеренке вызываем меню настроек и пишем текст:
Спасибо, согласие получено.
Мы обязательно ответим в ближайшее время. Обычно это занимает не более *[N] минут/часов* (в рабочее время: *Пн–Пт, с 10:00 до 19:00 по МСК*).
Отредактируйте текст по своему усмотрению. Сохранить.
3.6. Нажмите “Сохранить” в верхнем правом углу, чтобы сохранить весь сценарий.

4. Перейдите в верхнем меню во вкладку “Интеграции”. Здесь необходимо привязать бот к нужным вам каналам.

5. Перейдите в верхнем меню во вкладку “Настройки ”→ “Условия запуска”.

Ставим галочки в подключенных каналах.

Также для удобства тестирования можно задать стартовое слово для запуска, например “/start” (т.е. чтобы перезапустить сценарий нужно будет боту написать /start).

Сохраните.

Если вы планируете массовую рассылку и хотите включить этот бот в нее, то тогда на втором шаге вам необходимо создать сценарий “Кампанию” (поставить галочку внизу). И пункт 4 вам будет не нужен.

ЛАЙФХАК: Если вы планируете извещать подписчиков ТГ-бота об обработке ПД, то можно обойтись без сценария, а писать данный текст в приветственном сообщении (через miniapp BotFather):

Запуская бота (нажимая кнопку /start) вы даёте согласие на обработку персональных данных ([ССЫЛКА])
Ознакомьтесь с документами и нажмите на /start